Опубликовано 24 августа 2016 в 13:10

Ответственный по направлению опытно-экспериментальной работы
Макарова Оксана Геннадьевна
E-mail: makarovaog@mail.ru

Опыт экспериментальной работы в школе

1989 год

Работа в режиме экспериментальной площадки по проектированию структуры и содержания образовательных программ школы (по заказу Комитета по образованию Ленинграда).

2001 год

Работа в режиме федеральной экспериментальной площадки по модернизации содержания общего образования (по заказу Министерства образования, Российской Академии образования, Комитета по образованию Санкт-Петербурга).

2001 — 2005 г.г.

Работа в режиме федеральной экспериментальной площадки по проектированию и реализации профильного обучения и предпрофильной подготовки (по заказу Министерства образования, Комитета по образованию Санкт-Петербурга).

2006 — 2010 г.г.

Деятельность в режиме Городского ресурсного центра по направлениям: «Профильное обучение и предпрофильная подготовка», «Совершенствование управления качеством общего образования» (по заказу Комитета по образованию Санкт-Петербурга, Координационного совета по модернизации образования).

2008 — 2010 г.г.

Работа в режиме районной опытно-экспериментальной площадки по теме «Разработка и апробация модели индивидуального обучения учащихся Академии фигурного катания (по заказу Районного научно-методического центра.

В сентябре 2010 года началась работа по теме: «Организация образовательного процесса в 5 — 7 классах в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта»

I. Краткая аннотация ОЭР

С возникновением старшей школы, потеряв значение завершающего этапа обучения, подростковая школа (ступень основного общего образования) должна приобрести свой собственный смысл и свое собственное содержание. Именно их и предстоит определить каждому образовательному учреждению, проектируя образовательную программу основной школы в соответствии с требования ФГОС нового поколения.

Школа для подростков это место, где обеспечивается взросление ребенка, то есть место, где в наиболее развернутом виде, возможно нормальное проживание возраста. Именно на этой ступени усиливается задача возраста, которая состоит в следующем:

  • В подростковом возрасте ребенок должен приобрести опыт собственной проектной работы
  • Научиться действовать по собственному замыслу
  • Научиться проявлять собственную образовательную инициативу
  • В соответствии с самостоятельно поставленными целями, находить способы реализации своего «проекта»
  • Уметь оценивать собственные результаты
  • Научиться делать осознанный и ответственный выбор

Какова при таких посылках модель подростковой школы?

  • На входе — инициативный подросток
  • На выходе — подросток, способный совершать ответственное действие (умение подростка соотносить собственные замыслы со способами и возможностями их реализации).

Таким образом, для решения задачи возраста школа должна предоставить ребенку возможность экспериментирования с собственным действием, возможность пробовать, меняя позицию (с ориентации на замысле к достижению результата и, обязательно, опять к замыслу и т.д.).

На сегодняшний день можно охарактеризовать основные проблемы подростковой школы: отчуждение ребенка от школы и от взрослых, потеря образовательной мотивации, потеря интереса к учебе, ухудшение здоровья и перегрузка ребенка, незащищенность от агрессивности окружающей среды, расцвет отклоняющегося поведения, половозрастные особенности.

Большая часть из вышеперечисленных проблем обусловлена неадекватной возрасту организацией образовательного процесса и образовательного пространства подростковой школы в целом, особенно это явно проявляется на ступени младшей подростковой школы (5 — 7 класс). Основной разрыв этого возраста, с нашей точки зрения, заключается в том, что существует ключевое противоречие между ответственным действием подростка и средствами его достижения.

Мы исходим их предположения, что:

  • Для ребенка в этом возрасте (5 — 7 класс) главным является реализация собственных замыслов
  • Образовательный процесс на этой ступени должен быть построен таким образом, чтобы обеспечить ученику возможность пробы и реализации собственного замысла.

Школа №91 с 1989 года работает в логике проектирования и реализации образовательных программ. За это время накоплен значительный опыт в этом направлении. Отработана модель старшей профильной школы и предпрофильного обучения (в режиме Федерального эксперимента), имеются отдельные разработки, связанные с модернизацией содержания образования на ступени основного общего образования. Имеется опыт проектирования и реализации образовательной программы индивидуального обучения для талантливых в спорте и искусству детей (ведение экспериментальной работы в течение последних трех лет). На сегодняшний день спроектирована образовательная программа начального образования с учетом требования ФГОС нового поколения.

Анализ образовательной программы основного общего образования показывает необходимость разработки механизмов организации образовательного процесса в соответствие с требованиями нового стандарта, особенно в 5 — 7 классах. Это связано со следующими положениями:

  • Имеющимися несоответствиями содержания и организации образования возрастным потребностям и интересам младших подростков, их растущему стремлению к самопознанию и самореализации
  • Низкой функциональности сложившегося образования (основная школа не дает того, что жизнь требует от каждого человека)
  • Недостаточность школьных форм социализации для решения индивидуальных задач взросления, недостаточность возможностей самоорганизации, самостоятельного и коллективного действия подростков в школе
  • «Школярность» типа обучения в жизненной перспективе
  • Доминирование вербально-репродуктивных форм обучения

Общий смысл эксперимента заключается в проведении комплекса работ по разработке и опытной реализации механизмов организации образовательного процесса в 5 — 7 классах, направленный на:

  • Формирование опыта самопознания, самореализации, индивидуального и коллективного действия, на основе которого может быть осуществлено предварительное личностное, социальное и профессиональное самоопределение
  • Формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования
  • Формирование общих приемов и способов интеллектуальной и практической деятельности, в том числе специфических для предметных областей.

II. Цели ОЭР

Цель школьной программы экспериментальной работы: Модернизация образовательного процесса в 5 — 7 классах с учетом требования ФГОС нового поколения.

III. Задачи ОЭР

  • Изучение специфики организации образовательного процесса в 5 — 7 классах с учетом возраста и требований нового образовательного стандарта
  • Разработка механизмов реализации образовательного процесса в 5 — 7 классах с учетом требований нового ФГОС
  • Проектирование образовательной программы основной школы
  • Создание разнообразных форм образовательного процесса, альтернативных классно-урочной системе
  • Создание предметных мест в образовательном пространстве школы, способствующие формированию и реализации авторского действия и социальных проектов младших подростков
  • Разработка и реализация целевых программ «Пятиклассник», «Образовательная инициатива», «Ответственные пробы», «Проектное бюро»
  • Разработка программы мониторинга образовательных результатов учащихся 5 — 7 классов (предметных, метапредметных, личностных).

IV. Примерная Программа ОЭР

1 — констатирующий
  1. Изучение специфики организации образовательного процесса в 5 — 7 классах с учетом возраста и требований нового образовательного стандарта
  2. Разработка механизмов реализации образовательного процесса в 5 — 7 классах с учетом требований нового ФГОС
  3. Разработка целевых программ «Пятиклассник», «Образовательная инициатива», «Ответственные пробы», «Проектное бюро»
  1. Диагностирование учащихся, педагогов и родителей для разработки комплекса мероприятий по модернизации образовательного процесса в 5 — 7 классах
  2. Проведение цикла семинаров для педагогов по изучению требований ФГОС нового поколения
  3. Деятельность рабочих групп по разработке механизмов реализации образовательного процесса в 5 — 7 классах с учетом требований нового ФГОС и разработке целевых программ «Пятиклассник», «Образовательная инициатива», «Ответственные пробы», «Проектное бюро»
  4. Включение педагогического коллектива в работу районной лаборатории по мониторингу качества образования
2 — преобразующий
  1. Создание разнообразных форм образовательного процесса, альтернативных классно-урочной системе
  2. Создание предметных мест в образовательном пространстве школы, способствующие формированию и реализации авторского действия и социальных проектов младших подростков
  3. Разработка программы мониторинга образовательных результатов учащихся 5 — 7 классов (предметных, метапредметных, личностных)
  1. Реализация целевых программ «Пятиклассник», «Образовательная инициатива», «Ответственные пробы», «Проектное бюро»
  2. Реализация проекта «Образовательные путешествия», «Малая мансарда», «День чтения», «День самоопределения», «Математический марафон»
  3. Диагностика результатов этапа
  1. Программа мониторинга образовательных результатов учащихся 5 — 7 классов
  2. Методический банк форм образовательного процесса, альтернативных классно-урочной системе
3 – аналитико-обобщающий
  1. Осуществление изменений в образовательном процессе в 5 – 7 классе
  2. Проектирование образовательной программы основной школы с учетом требования нового ФГОС
  3. Определение степени реализации поставленных задач
  1. Реализация образовательного процесса в 5 – 7 классах с учетом требований ФГОС нового поколения
  2. Проектирование и экспертиза образовательной программы основной школы (спроектированной в ходе ОЭР) 3)Оформление методических рекомендаций по организации образовательного процесса в 5 – 7 кл. в условиях внедрения ФГОС нового поколения
  1. Образовательная программа основной школы
  2. Описание технологии организации образовательного процесса в 5 – 7 классах
  3. Методические рекомендации по организации образовательного процесса в 5 – 7 кл. в условиях внедрения ФГОС

V. Конечный продукт ОЭР

Комплексный продукт - Образовательная программа для основной школы в соответствии с разделами ФГОС

Сопутствующие продукты:

  • Комплексная технология самоопределения учащихся 5 – 7 классов
  • Механизмы организации образовательного процесса в 5 – 7 классах в условиях внедрения нового ФГОС
  • Целевые программы - «Пятиклассник», «Образовательная инициатива», «Ответственные пробы», «Проектное бюро»
  • Программа школьного мониторинга образовательных результатов учащихся 5 – 7 классов (предметных, метапредметных, личностных)

VI. Ресурсное обеспечение

  • кадровый состав, готовый к ведению ОЭР
  • В школе работает квалифицированный педагогический персонал, имеющий опыт инновационной деятельности по данному направлению. Более 60% педагогов за последние 3 года прошли курсы повышения квалификации, ориентированные на реализацию основных идей эксперимента.
  • предложение по кандидатуре научного руководителя
  • материально-техническая база, соответствующая задачам планируемой ОЭР
  • В школе имеется достаточная база для реализации целей опытно-экспериментальной работы.
  • финансовое обеспечение ОЭР
  • Финансирование проекта будет осуществляется за счет ресурсов школы ( в том числе введенных изменений в штатное расписание и тарификационную сетку) и привлечения внебюджетных средств.

VII. Критерии и показатели эффективности ОЭР

Эффективность реализации программы ОЭР можно оценить по следующим критериям и показателям:

  • Рост самостоятельности и самоопределения младшего подростка (выявляется в ходе диагностических ииследований)
  • Развитие учебной мотивации (включенность учащихся в различные виды и формы деятельности; повышение на 30% уровня достижения образовательных результатов)
  • Степень комфортности образовательной среды школы (наличие предметных мест в образовательном пространстве школы, способствующие формированию и реализации авторского действия и социальных проектов младших подростков)
  • Удовлетворенность всех участников образовательного процесса (рост удовлетворенности на 40%)
  • Уровень управления нововведениями (создание педагогических лабораторий по управлению и анализу результатов нововведений)
  • Уровень психолого-педагогического сопровождения (разработка и внедрение программы)
  • Уровень технологического сопровождения программы (оснащенность реализации образовательного процесса в 5 – 7 классах в соответствии с требованиями к условиям реализации ОП нового ФГОС)
  • Социальный эффект нововведений.